Насколько сильно должно быть чувство вины за содеянное, чтобы полностью отречься от самого себя в поисках искупления? Настолько же, насколько ужасен и поступок человеческий, расплатиться за который не хватит и всей жизни. Твои родные и близкие старятся, теряются, умирают, а ты… а ты даже этого не помнишь. Ты вообще уже не помнишь ничего. Даже собственного имени.
Что может быть страшнее, чем однажды проснуться, обнаружив себя в гробу, погребенными под шестью футами сырой и тяжелой земли? Казалось бы, ничего, и выбор перед вами не особенно богатый. А что если однажды проснуться вместо того в морге на секционном столе? Расчлененные трупы, развороченные тела, зияющие оголенными мышцами и костями, странные санитары, оставляющие за собой шлейф из запахов кладбищенской гнили и мертвечины и, на второй взгляд, не особо-то и живые… полумрак, сырость, спертый воздух, тени и опасность. Макабрическая обстановка, иначе не сказать.
Единственное, но сомнительное преимущество перед первой ситуацией – теперь у вас есть выбор. Но стоит оговориться: это «выбор без выбора», можно только быстро «сделать ноги», ведь впасть отчаяние и умереть вы не можете. Однако нет, впасть в отчаяние, даже в панику, - вполне, но последнее – увы, или к счастью, никак, несмотря на то, что окружающие приложат массу усилий в том, чтобы помочь вам с этим.
Соболезную: Вы живы
Руки, ноги, голова – все на месте. Боль в теле – при вас. Первичная инвентаризация пройдена, теперь настало время для знакомства. Безымянный, это вы. Вы, это Безымянный. Безымянный, беспокойный, бессмертный, бесстрашный, быть может даже беспринципный, и многие другие подобные эпитеты – это все, возможно, о вас, но у вас в анамнезе есть еще одно достаточно важное и сюжетообразующее «без» - «беспамятный».
Planescape: Torment начинается именно так, в атмосфере готического ужаса, с пробуждения главного героя на каменной плите в местном морге. Все тело – в ужасных шрамах, а память героя чиста, как белый лист. Он даже не помнит, как его зовут. Для нас он – Безымянный. Очнувшись, он обнаруживает себя в компании странного создания – летающего и говорящего черепа по имени Морте Зубоскал. Разговор с новым товарищем помогает Безымянному разобраться со своими задачами на ближайшее будущее: чтобы вспомнить, кто он такой, герой должен найти свой дневник, но для начала – надо поскорее выбраться из морга. Безымянного ожидает долгий путь, полный страшных тайн и откровений из его прошлого.
Алиса, это пудинг. Пудинг, это Алиса
Для более близкого знакомства с Безымянным следует пролить свет на некоторые интересные моменты.
При создании персонажа особого пространства, где разгуляться, у вас нет, и такого огромного богатства выбора, какое нам предоставляется в Baldur’s Gate, Icewind Dale или Neverwinter Nights, когда мы с нуля пишем всю жизнь нашего подопечного, вы не встретите. Факт есть факт: перед вами герой, проживший уже много жизней и повидавший немало. Он таков, каков есть. Однако в ходе игры станет отчетливо понятно, что все излишние мудрствования – от лукавого.
Уже просто распределить очки навыков Безымянного – это занятная головоломка, в которой, при том, почти нет неверных решений. Игра разработана по системе D&D, где практически все завязано на цифрах, и при создании сильного и ловкого персонажа вы, конечно, не проиграете, но низкие показатели мудрости и интеллекта скажутся на многом: от вас ускользнет массивный пласт информации, а большинство сведений о прошлом вашего героя останется навсегда в тени. Персонаж же слабый, но наделенный развитым умом, тоже далеко не уйдет: ведь как бы Безымянный ни был харизматичен, хитер и умен, при встрече со стайкой крыс хорошо подвешенный язык не спасет: они, конечно, чертовски умны, но не до той степени, чтобы вести душеспасительные беседы.
На выбор в игре предоставляется три класса. Занятно, что в отличие от многих других игр класс Безымянного можно менять в процессе. Начинает игру персонаж, однако, всегда воином, но в дальнейшем у него появляются возможности обучиться воровскому мастерству или магии.
У каждого класса есть свои преимущества перед остальными. Воин – вариант для любителей классики, ни к чему не обязывающий, и игра за такого персонажа не требует от вас никаких сверхъестественных навыков. Кто сильнее, тот и прав.
Прохождение за вора открывает для игрока ряд новых занятных возможностей. В частности, на случай если умом Безымянный у вас не вышел и языком чесать не умеет, воровской навык скрытности – это отличный альтернативный метод мирного решения конфликтов. А ряд киберспортсменов в своих соревнованиях на скорость прохождения отдают предпочтение именно воровскому классу, как позволяющему избежать многих нежелательных бесед.
В прохождении в роли мага также есть свои подводные камни: в игре не столь велико разнообразие заклинаний, и как результат – Безымянный остается тем же воином, но получает возможность применять особое оружие и просто время от времени спускать на противника стайку мух или еще как-то немного вредить в перерывах между ударами.
Так или иначе, все три класса имеют свои ни с чем не сравнимые объективные плюсы и достойны внимания.
В этом мире я только прохожий
Я страшно скучаю, я просто без сил,
И мысли приходят, меня, беспокоя,
Чтоб кто-то куда-то меня пригласил,
И там я увидела что-то такое...
В. Высоцкий
События Planescape: Torment происходят в Сигиле. Этот место – своеобразный центр сеттинга Planescape второго издания D&D. Всеми делами города заправляет особая сущность, имя которой – Госпожа Боли. Она бессменная владычица Сигила и обладает в нем абсолютной властью, потому особо нетерпимо относится не только к богам, но и ко всем чужакам в своих владениях. Между делом стоит сказать, что во владения Госпожи Боли попасть – задача не из легких, но уж если однажды это получится, то и выбраться оттуда сложно. Сигил – это особый город, который полон порталов на другие Планы, и в нем даже дверь в вашем собственном доме при неудачном стечении обстоятельств способна перебросить вас куда угодно, а не только в соседнюю комнату. Один из игровых персонажей, Ингресс, пострадала от перемещений по Планам настолько сильно, что вот уже немало лет боится войти вообще в любую дверь!.. Этот город обладает опасной сущностью. Мрачный серый город дверей и теней, в котором заперты люди и нелюди уже достаточно безумные, чтобы с этим мириться.
Однако же, у всех в Сигиле есть свои проблемы, которые могли бы и не казаться столь серьезными и были бы вполне разрешимы, не будь жители в плену стереотипов и не бойся они гнева Госпожи Боли. В начале немало добрых дел вам предстоит совершить, общаясь с членами фракции Мусорщиков, и уже на этом этапе вы сможете понять, сколько сил было отведено на доскональную проработку философии всей игры. Когда для достижения своей цели человек должен добровольно превратить себя в пустую, бездушную оболочку, это действительно пугает. Чтобы достичь Истинной Смерти, мусорщик должен отречься от всего, отбросить все чувства и эмоции, полностью очиститься изнутри и, фактически, потерять свою душу: ведь беспокойная душа – это главное, что мешает человеку наконец умереть, не перерождаясь более и не терпя бесконечных мучений. Религиозные секты во все времена были опасны тем, как слепы подчас их последователи в соблюдении внутренней философии, и то же самое отлично иллюстрирует Planescape. Но даже у самых убежденных членов фракции рано или поздно может настать кризис веры, могут появиться непонятные стремления или зародиться глубокие и потаенные страхи и сомнения. Конечно же, помочь их душам разрешиться от тяжкого бремени – это прямая задача Безымянного и вас, как того, кто ведет его за руку на протяжение всей игры.
Настоящему мужчине всегда есть, что сказать!
Побеседуй, я скоро уеду, -
Дальше, дальше слоняться по свету.
И, прощаясь, случится рассвет
Самым нежным, без всяких примет.
А. Шаганов
Часть игры, заслуживающая отдельного описания – это разгововы. Подсчитали, что общий объем «голого» текста в игре составляет около 6 мегабайт! Именно правильно построенный диалог решает исход практически всех событий. Ваши внимательность и упорство способны сотворить чудеса, ведь если не сдаваться и не бросать попыток заговорить с безумно занятым и, кажется, не то что игнорирующим намеренно, но попросту не воспринимающим вас как собеседника существом, результат может оказаться поразительно приятным. Разумеется, приятность эта лишь моральная, потому что физического удовлетворения от того, что некто режет ваше тело практически наживую, мало, а таких занятных моментов в начале игры будет хватать. К этой стороне игры, между делом, разработчики подошли с определенной долей черного юмора. За разные иллюзорные блага вы будете позволять всячески издеваться над своим телом: вырывать из себя куски плоти, сворачивать себе шею и даже вынимать из себя потроха! Но соль совершенно не в том… Единожды пойдя по пути наименьшего сопротивления, вы можете легко и непринужденно лишить Безымянного новых важных воспоминаний, бесценного опыта или чего-то более материально ощутимого, но если не поленитесь выбрать наилучший вариант ответа, впереди будут ждать приятные надбавки "за вредность".
Бороться и искать, найти и перепрятать
«Не поленитесь» - два слова, которые можно считать главным советом по прохождению игры. Planescape – это игра, в которой лениться и торопиться категорически нельзя! Скупой, как известно, платит дважды. Всего пару раз слегка поленившись исследовать Мортуарий в начале игры, ближе к середине вы будете вынуждены снова возвращаться туда и опять тратить время на поиски. Единожды решив быстро пробежать через Катакомбы, вы также упустите огромный и значительный пласт не только ценной, но и крайне интересной информации и вкусных плюшек. Не нужно лениться и тренироваться в скорости с невидимым соперником, потратьте чуть больше времени на исследование игрового пространства и способностей своего персонажа. Организация порядка в собственных вещах тоже входит в перечень того, над чем стоит подумать отдельно: вещмешки у Безымянного и его товарищей отнюдь не бездонны (хотя даже Морте умудряется что-то с собой носить!), и так забивать инвентарь, как вы могли привыкнуть по многим другим играм, уже не получится. В рюкзаке всегда следует иметь несколько ячеек под квестовые предметы, и лишь богу известно, что вы можете спокойно выбросить прямо посередь улицы, а что вам пригодится уже буквально через пять минут (а вы этот предмет просто-напросто забыли в Мортуарии, и даже близко к нему не подходили – вот незадача!).
Работникам ножа и топора
К слову о вещах… Вот он, жестокий мир! Мир, где вам совершенно нечем прикрыться от вражеского удара, но где вы можете невозбранно орудовать в драке практически любым, даже совершенно не заточенным для боя предметом, будь то хоть невразумительная деревянная коряга, которая отчего-то зовется топором, хоть – о, боже… – цинично оторванная у неудачливого трупа рука. Противника даже вилкой можно заколоть.
Брони для Безымянного действительно предусмотрено не было, ходя почти для всех его спутников в игре можно найти по два-три наряда. Все же, вопреки этому, персонажа вы можете внутри Мортуария невозбранно выгуливать в мантии Мусорщика, или же позже, по ходу игры, посмотреть, как мило Безымянный выглядит в доспехах Гармониума. Они прибавляют фигуре нашего обыкновенного мертвяка знатности и весомости, и последняя, в частности, обрекает его ходить медленно. Доспехи эти божественно красивы и, конечно, в разы увеличивают защиту персонажа, однако, мобильность его снижается. Но эксперимента ради и улыбнуться для – отчего бы и нет?
Зато выбор оружия по-настоящему богат. Одного лишь колюще-режущего в игре насчитывается более 40 наименований! Почти три десятка орудий для рукопашного боя (в это число входят также и зубы, которые можно вставить Морте), более 20 видов булав, 18 топоров и добрая дюжина молотов. Итого – порядка 150 наименований! Это все то, чем можно «раскрасить» жизнь всякого, кто решит встать на вашем пути. Весьма, надо сказать, впечатляет. Хотя на все это великолепие не хватит ни объемов инвентаря, ни времени, вы в любом случае сможете найти наиболее подходящий вам и весомый аргумент против любых претензий к персоне Безымянного.
О превратностях личных отношений
Вы мой ангел вы мой идеал
Моя звездочка, ягодка, рыбка.
Зубки жемчуг а губки коралл
Хороши также грудь и улыбка
Я таких никогда не встречал
Пусть исправится эта ошибка
Ю. Ким
По ходу продвижения Безымянного по сюжету, к партии будут присоединяться новые спутники. О сопартийцах, увы, нельзя сказать, что каждый из них обладает принципиально уникальным характером и своими замашками, но у всех есть своя собственная жизненная философия, с которой вам так или иначе придется считаться, и вы будете терпеть пребывание в своей команде вечно язвительного и озабоченного Морте, который обладает уникальным свойством выводить из состояния душевного равновесия не только вас, но и любого врага. Или соблазнительную хвостатую Анну, которая изо всех сил влюблена в Безымянного, но при этом и слова доброго не скажет – такой уж у нее характер, настоящая грубиянка! Или железяку-Нордома, единственного стрелка в команде, который в оригинальной версии игры говорит голосом Гомера Симпсона.
А Безымянный, на лицо ужасный, но необычайно добрый внутри, тем временем оказывается предметом тяжких любовных переживаний для любой женщины. Помимо Анны, ему также суждено испытать все тонкости отношений с суккуом Грейс – хозяйкой безобидного борделя, в котором ничто не находится на положенном месте. Нельзя забывать и об обещании вернуться, которое вы дали Дейонарре в Мортуарии. Нужно вспомнить, кем была та женщина, с которой Безымянный путешествовал перед тем, как в очередной раз умереть и ожить. И нужно, наконец, пережить крайне тяжелую встречу с одной важной и очень интересной старушкой – Рейвел, Серой Ведьмой, наказанной Госпожой Боли.
Шаг за шагом, слово за слово, вам будут открываться история Безымянного и поступок, за который он поплатился своей смертностью. У игры есть несколько концовок, и среди них – ни единой, про которую можно сказать «хороший финал». В этой истории не может быть хорошего финала, и все, что ни происходит по ходу игры, ведет к одной морали: за все последует тяжкая расплата. В этом духе обреченности и бесполезности выдержан весь Planescape, от начала и до конца.
Казалось, что после выхода Baldur’s Gate жанр достиг своего «потолка», но появление Planescape: Torment, созданной на том же движке Infinity, подняло планку еще выше. Теперь можно считать, что кубок лучшей RPG, который находится по-прежнему в руках Black Isle, закреплен уже за совершенно другим продуктом, обойти который пока не удалось никому, и в жанре RPG у Planescape: Torment конкурентов нет.